ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к индивидуальному учебному плану МОУ «Оконешниковская средняя общеобразовательная школа » Оконешниковского района Омской области на 2008-2009 учебный год Учебный план начальной, основной и старшей школы составлен на основе при¬мерных учебных планов общеобразовательных учреждений Омской об¬ласти, утвержденных приказом № 14 Министерства образования Омской области «Об утверждении примерных учебных планов общеобразова¬тельных учреждений, расположенных на территории Омской области» от 04.07.05г., на основе Базисного учебного плана общеобразовательных уч¬реждений Российской Федерации, утвержденного приказом № 322 Мини¬стерства образования Российской Федерации от 09.02.98г. (7,8 классы) и Базисного учебного плана 2004г. (5,6,9,10,11 а классы), утвержденного приказом №. 667 Министерства образования Омской области от 01.07.04г.. Учебный план начальной школы составлен на основе скоррек¬тированных учебных планов, реализующих вариативные программы на¬чальной ступени образования на основе приказа № 3372 Министерства образования Омской области от 21.09.04г.: «Школа 21 века» - приказ № 3372 от 21.09.04г., «Школа России» - приказ № 3522 от 01.10.04г., «Пер¬спективная начальная школа» - приказ № 2226 от 14.05.05г.. При его раз¬работке учитывались такие аспекты как: 1. материально-техническое обеспечение учебного процесса; 2. результаты анализа контингента учащихся и социального заказа: 3. уровень профессиональной компетентности педагогических кадров и т.д.. Учебный план состоит из следующих ступеней: - 1 ступень 1 - 4 классы; - 2 ступень 5—9 классы; - 3 ступень 10-11 классы; Учебные планы всех ступеней обучения состоят из двух частей: ин¬вариантной и вариативной. В инвариантной части учебных планов пол¬ностью реализуется федеральный компонент государственного образова¬тельного стандарта (приказ МО РФ от 09.02.1998 года № 322), что обес¬печивает единство образовательного пространства РФ и гарантирует ов¬ладение выпускниками школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков в объеме требований федеральных общеобразовательных стан¬дартов. Вариативная часть планов обеспечивает реализацию региональ¬ного и школьного компонента. В соответствии с приказом Управления образования Администрации Омской области от 17.05.2000 года № 234 «Об утверждении националь¬ного — регионального компонента содержания образования» в школе вве¬дены следующие курсы: «Экономика», «Психология», «Краеведение». Приоритетами при формировании содержания школьного компонента учебного плана школы являются интересы обучающихся. Часы, выделенные на школьный ком¬понент, использованы на: - реализацию новых программ по предметам, обозначенных в инвари¬антной части учебного плана в связи с использованием новых УМК; - изучение курсов по выбору учащихся; - организацию индивидуально-групповых занятий; - элективные курсы предпрофильной подготовки учащихся и профиль¬ного обучения. - введение новых предметов. Инвариантная часть учебного плана начальной школы представлена следующими учебными предметами: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура. Инвариантная часть учебного плана основной школы и старшей школы представлена следующими учебными предметами: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание, природоведение с краеведением, биология, физика, химия, география, музыка, изобразительное искусство, черчение, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, мировая художественная культура. Инвариантная часть определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределение по классам. При рас¬пределении часов методическая служба школы руководствовалась необ¬ходимостью обеспечения условий для усвоения минимума содержания начального общего (приказ МО РФ от12.05.1998 года № 1235), основного общего (приказ МО РФ от 19.05.1998 года № 1236) и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 30.06.1999 года № 56) и утвер¬жденными МО РФ программами и региональными учебными планами. В приложении к учебному плану имеется список учебно-методического обеспечения учебного процесса по ступеням и образовательным облас¬тям. Максимальная учебная нагрузка рассчитана на пятидневную неделю в 1 – 4 классах, на шестидневную во всех оставшихся. Число часов не превы¬шает допустимой нормы. Продолжительность уроков 35 минут в 1 классе. 45 минут во2-11 классах. В субботу и понедельник продолжительность уроков 40 минут. Занятия идут в одну смену. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Задачами образования первой ступени школы являются: - формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, грамотного письма и развития речи; - обеспечение числовой грамотности, умений производить арифметические действия над натуральными числами, формирование основы для повышения уровня математической культуры мышления; - усвоение младшими школьниками элементарных сведений о неживой и живой природе и труде людей, некоторых взаимосвязей предметов и явлений природы; - формирование общеучебных умений и навыков в соответствии с возрастной нормой и зоной ближайшего развития школьника; - знакомство с возможностями своего организма, формирование двигательных умений и навыков, навыков здорового образа жизни; - формирование нравственных качеств и привычек у учащихся. Учебный план начального образования представлен следующими вариантами: 1 а, 1 б, 2 б, 3 а, 3 в, 4 а, 4 б классы - «Перспективная начальная школа». 3 б класс - «Школа России». 2 а класс - «Школа XXI века». Данные варианты плана учитывают возрастные, психологические особенности младшего школьника, условия его адаптации к школьной и классной среде, возможности сохранения физического и психического здоровья ученика. Дисциплина «Основы безопасности и жизнедеятельности» изучается интегративно с курсом «Окружающий мир». В связи с переходом начальной школы на 5-ти дневную неделю, курс «Историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья» будет изучаться интегрировано с базовыми предметами (литературное чтение, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, физическая культура) по программе «Основы национальной культуры» (Кучегура П.А.) . Из регионального компонента на изучение информатики отведен 1 час в 3 б классе. ОСНОВНАЯ ШКОЛА Учебный план основной школы представлен двумя вариантами: 5-8 классы общеобразовательные, 9 класс - предпрофильная подготовка. Основная цель образования обучающихся 5-9 классов - формиро¬вание знаний по предметам входящим в учебный план на уровне не ниже требований государственных стандартов, обеспечение условий, для адек¬ватного выбора школьниками направления дальнейшего обучения и своей профессиональной карьеры в целом, а также формирование основ миро¬воззренческой, нравственной, правовой, социальной и экономической культур. Задачами образования на этой ступени являются: 1. Усвоение базовых знаний на уровне требований минимумов содержания образования. 2. Создание психолого-педагогических условий для перехода на более высокий уровень обучения. 3. Развитие интеллектуальных качеств личности, самостоятель¬ности и нестандартного мышления, совершенствование об¬щеучебных умений и навыков, формирование потребности в самостоятельной деятельности, овладение навыками само¬рефлексии. 4. Подготовка выпускника основной школы к выбору профиля обучения в старшей школе. 5. Формирование целостных представлений о закономерностях процессов, протекающих в их организме, о принципах здоро¬вого образа жизни. 6. Формирование целостных представлений о жизни общества и человека в нем, ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности, на развитие и совершенствование гражданского общества утверждение правового государства. 7. Формирование и коррекция мотивационных установок на учебную деятельность. Инвариантная часть учебного плана в целом полностью соответствует федеральному компоненту образовательных стандартов Базисного учеб¬ного плана. Часы регионального компонента в 5,7,9 классах использованы ( 1ч.) на ведение курса «Мировая художественная культура», в 5, 7 классах на дисциплину «Информатика и ИКТ». Кроме того, в 9 классе 1 час выделен на краеведение, в 6 классе на предметы «География с краеведением» и «Биология с краеведением», в 8 классе на дисциплину «Технология с краеведением». Из часов регионального компонента 1 час отведен на изучение в 8 классе дисциплины «Искусство» - на музыку и ИЗО по 0,5 часа. В связи с созданием кадетского класса (7в) из школьного компонента по 1 часу выделено на физическую культуру и основы безопасности жизнедеятельности. Также в целях сохранения физического и психологического здо¬ровья в 5 классе на физическую культуру и психологию отведено по 1часу. Для осуществления непрерывной образовательной линии по 1 часу выделено на «Информатика и ИКТ» (6 класс) и МХК (6,8 классы). Для осуществления предпрофильной подготовки по 1 часу отведено на элективные предметы «Математика», «Русский язык», по 0,5 часа на обществознание, биологию и географию. Экологическое образование осуществляется интегративно с пред¬метами общеобразовательной области «Естествознание»: география, биология. Образовательная область «ФИЛОЛОГИЯ» представлена предметами: русский язык, литература, иностранные языки (английский). Целями обучения в этой образовательной области являются : 1.Формирование лингвистической и коммуникативной компе¬тенции обучающихся. 2.Свободное владение речью как в устной, так и в пись¬менной форме, 3.Воспитание учащихся средствами предметов. 4.Формирование общеучебных умений и навыков: ра¬бота со справочной литературой, работа с книгой и другими источниками информации, совершенствование навыков чтения и др. 5.Воспитание потребности общения с книгой, система¬тического чтения художественных произведений, эмо¬ционального восприятия текста, как произведение ис¬кусства слова. 6.Овладение основными видами речевой деятельности - аудированием, говорением и чтением. Образовательная область «ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» представлена следующими предметами: ПРИРОДОВЕДЕНИЕ С КРАЕВЕДЕНИЕМ - 5 класс БИОЛОГИЯ С КРАЕВЕДЕНИЕМ - 6 класс БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ - 7-8 классы ХИМИЯ - 8-9 классы ГЕОГРАФИЯ С КРАЕВЕДЕНИЕМ - 6 класс ГЕОГРАФИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ - 7-8 классы ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ - 9 класс ФИЗИКА - 7-9 классы Все предметы включают рассмотрение вопросов экологии согласно областной программы и методических рекомендаций 2002 года. Каж¬дый предмет своими средствами решает задачи формирования экологи¬ческих знаний учащихся, развитие экологического сознания, понимания естественно-научной картины мира, единства природы и человека, сущ¬ности взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды, формирования знаний о природном потенциале Омской области, путях его рационального использования и охраны. Учебный предмет «БИОЛОГИЯ» имеет цель: сформировать у уча¬щихся знания об эволюции органического мира, разноуровневой орга¬низации живой природы, взаимосвязи строения и функции, взаимосвязи биосферы и природной среды. Учебный предмет «ХИМИЯ» имеет цель: сформировать у уча¬щихся знание основ химической науки, важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий. Учебный предмет «ФИЗИКА» имеет цель: сформировать у уча¬щихся знания об экспериментальных фактах, понятий, законах, тео¬риях, методах физической науки, о современной научной картине ми¬ра, о широких возможностях применения физических законов. Учебный предмет «ГЕОГРАФИЯ» имеет цель: сформировать у уча¬щихся знания о географии как науке, о Земле и обществе, взаимосвязи между отдельными компонентами природы и различными вида¬ми хозяйственной деятельности человека. Образовательная область «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» включают в себя предметы: ИСТОРИЯ,ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Их цель: 1 .Овладение учащимся основами знаний об историческом пути че¬ловечества с древности до наших дней. 2.Развитие способности у учащихся на основе исторического анали¬за осмысливать события и явления действительности. 3.Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и дру¬гих народов, к истории и культуре своего края. Целью изучения учебного предмета «МАТЕМАТИКА» в 5-6 клас¬сах является системное развитие понятий числа, закрепление знаний выполнять письменно и устно арифметические действия над числа¬ми, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к систематическому изучению алгебры и геометрии. В 7-9 классах математика представлена двумя предметами: ал¬геброй и геометрией. Целью изучения алгебры является: развитие вы¬числительных и оперативных алгебраических умений до уровня, по¬зволяющего использовать их при решении задач математики и смеж¬ных предметов. Образовательная область «ИСКУССТВО» представлена следую¬щими предметами: «МУЗЫКА», «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО». Обучение музыке ведется в 5 -8 классах по 1 часу в неделю. Пред¬мет музыка решает задачи: 1. Формирование музыкальной культуры учащихся. 2. Развитие эмоциональной сферы учащихся. 3. Воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желание слушать и исполнять ее. Предмет «ИЗО», решает задачи: 1. Формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части духовной культуры. 2. Овладение образным языком изобразительного искусства по¬средством формирования художественных знаний, умений и навыков. Образовательная область «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» включает два предмета: • Физическая культура; • ОБЖ. Целями предмета «Физическая культура» являются: 1. Укрепление здоровья учащихся, гармоничное развитие школьни¬ка, привитие гигиенических навыков. 2. Развитие у учащихся основных двигательных качеств, форми¬рование умения самостоятельно заниматься физическими уп¬ражнениями, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании. Образовательная область «ТЕХНОЛОГИЯ» включает предметы: • Технология - 5-8 классы, • Черчение - 9 класс. Предмет «Черчение» ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и строчных единиц, сформировать зна¬ния об ортогональном проектировании на одну, две или три плоскости проекций, о приёмах выполнения технических рисунков, ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей. Целью предметов: «Технология» является: 1. Развитие творческих способностей учащихся. 2. Развитие интереса и любви к народному творчеству. 3. Развитие таких качеств личности как терпение, аккуратность и тонкость. 4. Умение организовать свою работу, рабочее место, планировать работу. 5. Содействие в профессиональной ориентации. Основные цели элективных курсов: 1. Реализация интересов учащихся, уточнение готовности и способ¬ности школьника осваивать предмет на повышенном уровне, соз¬дание условий для успешной подготовки к экзаменам по выбору. 2. Знакомство с миром профессий, осуществление, профессиональных проб, диагностика профессиональных склонностей, намерений, интересов. Максимально допустимый объём учебной нагрузки выдержан. СТАРШАЯ ШКОЛА Учебный план старшей школы представлен универсальным пла¬ном. Учебный процесс 10-11 классов обеспечивает обучение и развитие до уровня требований к подготовке выпускника, получившего среднее общее образование. Основные задачи: 1. Овладение системой знаний и умений, достаточных для продолжения обучения в системе непрерывного образования, необходимого в по¬вседневной жизни. 2. Обеспечение социальной адаптации обучающихся, содействие их об¬щественному и гражданскому самоопределению. 3. Формирование внутренней потребности в непрерывном совершенст¬вовании и реализации своих творческих возможностей. Учебный план представлен теми же образовательными областями. Все области конструируются из часов инвариантной и вариативной частей. Часы регионального компонента в 10-11 классах использованы на изучение предметов: 1. Информатика и ИКТ- 1 час; 2. Экономика – 1 час (11а класс); 3. Психология – 0,5 часа (10 – е классы); 4. Основы безопасности жизнедеятельности – 0,5 часа (10 – е классы). Экономика в 11а классе введена с целью закончить изучение этого предмета обучающимися, так как он вёлся в прошлом учебном году для них на профильном уровне.
|